С сентября 2017 года в МАОУ "Школа №176" реализуется инклюзивное образование
Идея инклюзивного образования стала актуальна для нашего образовательного учреждения, так как в школу стали поступать обращения об обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Руководствуясь Законов «Об образовании в РФ» в школе стали создаваться условия для обучения детей с ОВЗ. С целью предупреждения негативной реакции со стороны родителей нейротипичных детей, в качестве превентивных были проведены следующие мероприятия:
· Заседание Совета учреждения, в который входят представители родительской общественности от каждого класса,
· Классные родительские собрания,
· Уроки доброты, проводимые НРООПДИМ «Верас»
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ реализация АООП осуществляется через учебную, коррекционно-развивающую и внеурочную деятельности.
Учебная составляющая реализуется в рамках инклюзии. Дети получают образование в условиях ресурсной комнаты и в общеобразовательном классе. На урока в общеобразовательном классе учителя применяют:
-личностно-ориентированные технологии обучения, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющие создать ситуацию успеха у ребенка с ОВЗ,
- обучение в сотрудничестве при работе в малых группах,
- игровые технологии, позволяющие сделать изучаемый материал увлекательным,
- здоровьесберегающие технологии,
- технологии проблемного обучения, способствующие активизации познавательной деятельности.
-различные виды педагогической поддержки.
Коррекционно-развивающая составляющая реализуется за счет курса к5оррекционных занятий со специалистами ( психологом, логопедом, дефектологом). С цель снятия переутомления на основании рекомендаций СанПиН 2.4.2.3286-15 введены интегрированные уроки учителя и коррекционных специалистов.
Внеурочная деятельность детей с ОВЗ включает их участие в общешкольных и классных мероприятиях, участие в проектах и конкурсах.
С целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью для обучающихся в школе ежегодно проводятся: уроки доброты, классные часы, акции, Дни толерентности (16 ноября), Международный День инвалида (03 декабря) и другие мероприятия.
С сентября 2017 года школа является участником проекта «На урок –вместе!». В 2017 году в школе была открыта ресурсная комната. В настоящее время школа продолжает работу в рамках городской площадки Департамента образования администрации г. Нижнего Новгорода «Развитие инклюзии в обществе» (приказ Департамента образования №287 от 30.03.2016г.). Проект предназначен для реализации в общеобразовательных школах право детей с ОВЗ на образование в соответствии с Конституцией РФ (статья 43), Федеральным Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ № 1015 от 30.08.2013.
Цель проекта: создание учебно-методического и материально-технического комплекса по сопровождению и обучению детей с ОВЗ и инвалидностью.
Задачи:
1. Сформировать и обучить команду специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
2. Организовать пространство для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3. Разработать адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ОВЗ, индивидуальные учебные план.
4. Разработать учебно-методический комплекс сопровождения детей с ОВЗ.
5. Создать специальные условия обучения и пребывания детей в ОВЗ в школе,
6. Адаптировать и использовать в обучении и воспитании наиболее эффективные методы и приемы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
7. Организовать эффективное взаимодействие учителей индивидуального обучения и образовательного класса.
8. Обеспечить плавный переход учащихся с ОВЗ в общеобразовательный класс на постоянную форму обучения, при постепенном снижении тьюторского сопровождения.
С 2019 года МАОУ «Школа №176» является членом «Ассоциации лучших инклюзивных школ» России.
В 2020-2021 учебном году в МАОУ «Школа № 176» реализуются 3 вида АООП (вариант 8.1, 8.2, 7.2, 6.2). По адаптированным образовательным программам обучаются 7 детей с ОВЗ в разных формах обучения: 1 ученик на дому, 5- в режиме частичной инклюзии, 1- в режиме полной инклюзии.
В МАОУ «Школа № 176» создана безбарьерная среда, условия обучения и воспитания доступны для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- педагоги прошли курсовую подготовку по обучению разноуровневого контингента детей,
находящихся в одном информационном поле;
- индивидуальный учебный план учитывает уровень развития ребенка и может изменяться в зависимости от интересов и потребностей обучащихся;
- классы оснащены интерактивным комплексом (интерактивная доска с
проектором, компьютер с выходом в интернет);
- разработаны адаптированные образовательные программы;
- организовано индивидуальное обучение на дому детей, не имеющих
возможность обучаться в образовательном учреждении по медицинским
показаниям;
- в школе преподают квалифицированные кадры, осуществляющие коррекционно-развивающую деятельность: учителя, тьютер, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.